Принято считать, что период Серебряного века начинается с конца 18
столетия и длится вплоть до революции 17 года. Хотя сами поэты
продолжали творить и дальше на родине или в эмиграции, сама обстановка и
накал творческих страстей уже сменились, обретая очертания новых эпох.
Безусловно, Серебряный век в русской культуре - это в первую очередь
поэтическое событие. Конечно, в прозе, живописи и музыке, были таланты,
которые творили в это же время. Но ни в одной другой сфере искусства,
Серебряный век не нашел такой армады гениев, как в поэзии.
Большинство поэтов было примерно одного круга и уровня образования
(яркие исключения - Владимир Маяковский и Сергей Есенин). Они тесно
общались, создавая поэтические кружки, каждое из которых воплощало в
жизнь одно из поэтических направлений: акмеизм, футуризм, имаженизм и
т.д. Мировоззренческие традиции в Серебряный век пришли из Западной
Европы. Это философия Ницше, Шопенгауэра, религиозных мистиков.
Атмосфера "Заката Европы" в предреволюционной России была, как писал
Мандельштам, густой, не позволяющей дышать. Возможно, поэты, наиболее
близкие из смертных к пророкам, предчувствовали не только закат
серебряного века, но и трагическое окончание жизни каждого из них.
Трудно выделить отдельных поэтов, застолбив за кем-то звание "лучшего", а
остальным, раздав лавры свиты. Каждый из поэтов был гениален по своему
и, конечно, каждый втайне считал себя лучшим. Конкуренция на поэтическом
олимпе была сродни настоящей войне. Игорь Северянин и Владимир
Маяковский боролись за звание "короля поэзии", устраивая публичные
скандалы. Анна Ахматова открыто позволяла себе высказывания в адрес
Марины Цветаевой: "белокурая кукла". Иногда неприятие доходило до
открытого противостояния, как это было в дуэли между Николаем Гумилевым и
Максимилианом Волошиным.
Понимая всю трудность выбора меж практически равными по силе таланта и
столь непохожими в его реализации поэтами, все же выделим пятерых, без
которых Серебряный век в поэзии мог бы и не состояться.
Именно они были лидерами и идолами поэтических кружков, а их стихи до
сих пор перепечатываются, да что уж там, переписываются от руки
влюбленными и мечтательными подростками.
5 место. Сергей Есенин
Сергея Есенина часто называют самым русским из поэтов. Рассказывать о
жизни этого поэта в нескольких строчках - неблагодарное занятие. Тем
более что о судьбе Сергея Есенина сказано и написано очень много. От
хвалебных саг до острых критических статей.
Как бы там ни было, именно со стихов Есенина, у "юношей с взором
горящим" и девушек начинается увлеченность Серебряным веком. Его стихи
охотно учат в школе и напевают на мотив дворовых романсов. Сам образ
златовласого поэта, легко меняющего рубахи на английский смокинг,
напивающегося вдрызг в кабаках, очаровывающего самых красивых женщин, до
сих остается привлекательным и понятным.
У критиков же есенинские стихи вызывают много вопросов. В них находят и
языковые несоответствия, и ошибки синтаксиса, и чужие рифмы и обороты.
Можно согласиться с тем, что хотя Есенин и был одним из основателей
имажинизма, он не создал поэзии нового типа. Он просто набрал на струнах
души знакомые всем с детства звуки, но сделал это с такой чистотой, с
такой искренностью, что хочется их слышать вновь и вновь.
4 место. Игорь Северянин (Игорь Лотарев)
Его слава, как сам он пишет, началась со скандальной рецензии Льва
Толстого, которого возмутили открыто эротические метафоры стихов
Северянина. Молодого поэта начали приглашать в столичные салоны, где он
быстро нашел не только почитателей таланта, но и верных соратников. Его
талант и несомненная харизма поставили его во главе кружка
эгофутуристов, на плечах которых он и был коронован в знаменитом
поэтическом поединке с Владимиром Маяковским.
Сегодня Игорь Северянин не так популярен, как другие поэты из нашего
топа. Однако его стихи, несомненно, остаются оригинальным творением
русского Серебряного века. В конце своей жизни, которая пришлась на
страшные 30-е годы, он написал, что больше нет читателей, которым нужны
настоящие стихи. Возможно, сегодня нам предстоит вновь открыть для себя
этого удивительного поэта, единственного, кто может хоть и с долей
ироний, но при этом с полным основанием назвать себя «королем поэтов».
3 место. Анна Ахматова и Николай Гумилев
Конечно, жена превзошла по таланту своего мужа. Превзошла она его и по
количеству страданий, выпавших на ее долю. Но разделить этих двух людей
даже в таком несерьезном топе, как наш - рука не поднимается.
Поэзия и проза Николая Гумилева находится в очень узкой сфере
Серебряного века, тогда как Ахматова является практически центром его
притяжения. По ней одной можно было бы реконструировать серебряный век -
от блестящего начала до трагического конца.
Кроме того, что она была одной из самых сильных представительниц
поэтического акмеизма, стала еще и той нитью, которая связала Серебряный
век с русской поэзией середины 20 века. С ней общался Борис Пастернак, а
Иосиф Бродский так просто боготворил эту женщину.
Стихи Ахматовой нельзя назвать женскими, а ее саму назвать поэтессой.
Хотя ее лирика бывает глубоко женской, в ней всегда чувствуется что-то
большее, чем просто переживание тоскующей героини. Это мощная, природная
сила, не знающая ограничений полов и времен.
2 место. Владимир Маяковский
Этого поэта невозможно спутать ни с одним другим. Ни по его стихам,
которые, кажется, разрезают гладь бумаги графикой строк, ни по его
жизненному пути, похожему на гибель не Титаника, а Титана.
В отличие от многих современников по серебряному веку, он с радостью
встретил новую власть. Его стихи, которые раньше сочетались разве что с
дурно выглядящей желтой кофтой на литературных вечеринках, стали
официальной лирикой нового строя.
Однако за всей этой политикой, надо обязательно увидеть колоссальный
поэтический талант Маяковского, который не смог вместиться в рамки
классического стихосложения. Он раздвинул границы того, как должна
выглядеть поэзия, как должна звучать поэзия, оставив неизменным только
то, как должна пониматься поэзия. Пониматься она должно по-прежнему
сердцем.
1 место. Александр Блок
Наверное, нет людей, которые скажут "мне не нравятся стихи Блока". Хотя
таких "критиков" много у всех остальных, означенных в нашем списке.
Гений Блока безусловен.
Сам Блок производил впечатление холодного человека, и стихи его кажутся
скорее холодными, почти стальными. Действительно, этот человек писал
так, как жил. И жил так, как писал. Другое дело, что многим из нас его
жизнь была бы непонятна.
Мотивы его стихов аналогичны мотивам других поэтов Серебряного века:
мистика, разрушенная любовь, прожигание жизни, бессмысленность бытия,
революция. Однако в каждой из этих тем он создал творение, превосходящее
по гениальности стихотворение любого другого поэта: "12", "Незнакомка",
"Фабрика", "Я пригвожден к трактирной полке", "Ночь. Улица. Фонарь.
Аптека"...
Автор этих стихотворений может быть во главе любого поэтического топа, не заботясь о том, с кем соседствует.
|