Вот так просто поставить себе задачу "написать хорошее стихотворение для
ребенка" - будет неправильно. Это все-таки не стихотворное упражнение, а
искреннее творчество, желание войти в мир детства. Но и говорить, что
нет каких-то особых секретов детского поэта – тоже слишком опрометчиво.
Например, классик творчества для детей Корней Чуковский написал целую
книжку с заповедями детского поэта. В ней он описал не только
технические или стилистические основы стихосложения для самых маленьких
читателей, но и попытался показать, как важно именно сердцем чувствовать
историю, которую хотите рассказать. Не менее интересны и очерки
поэтессы Агнии Барто, рассказывающей о том, как она начинала писать для
детей и даже подражать им.
Многие из советов Чуковского и Барто продолжают быть актуальными и по
сию пору, ведь хорошие стихи, как и вкусы маленьких детей – почти всегда
остаются одинаковыми. Для того чтобы понять, какие стихи нравятся детям
– просто прислушайтесь к тому, какие песни поют мальчишки и девчонки.
Только если это не патриотический смотр детсадовского творчества, вы
услышите популярные тексты попсовых песен. Так, по уверениям российских
родителей, все рекорды бьет песня Евгении Отрадной, вот с этими
строчками:
«Уходи и дверь закрой,
У меня теперь другой,
Мне не нужен больше твой,
Номер в книжке записной…»
Что вы заметили в этом четверостишии? Его популярность у маленьких
детишек, обусловлена несколькими причинами. Во-первых, все четыре
строчки не просто находятся рядом друг с другом, но и являются абсолютно
одинаковыми по звучанию. Во-вторых, все эти рифмы являются мужскими, то
есть ударение в них падает на последний слог. Детям нравятся тянуть
понравившийся звук, а последние слова они могут «проглатывать», поэтому
если есть выбор – пишите мужской рифмой. В-третьих, стихотворение
написано стопами, а именно ямбом. Ударным является каждый второй слог.
Детям нравятся двухсложные стопы: ямбы и хореи (ударный первый слог).
Они легко произносятся, легко запоминаются. Кстати, существуют
мнемонические техники, когда сложные слова или цифры запоминают
стихотворением. И по форме это почти всегда ямб или хорей. Корней
Чуковский вообще писал, что детские стихи нужно строго писать
обязательно хореем. Вы, конечно, можете не согласить и выбрать любой
другой стихотворный размер. Главное, чтобы на слух воспринималось просто
и гармонично.
А вот в чем уж никак нельзя спорить с Чуковским, так это с тем, что
детские стихи должны легко перекладываться на визуальные образы.
Абстрактные стихи, так модные среди взрослой ученой аудитории, не
подойдут малышам. В таком возрасте люди мыслят образами, а не сложными
конструкциями. Пишите стихи так, как будто рисуете книжку для детей:
красочную, яркую с множеством забавных персонажей. Чем лучше любое
стихотворение перекладывается на образы, тем легче будет ребенку войти в
мир поэзии, представить себе реальность стихотворения, заинтересоваться
им. И это даже без реальных картинок.
Еще один секрет, которому нас учит Агния Барто и Корней Чуковский, это
слушать то, что говорят дети, подмечать их выражения, и не просто
подражать, а вплетать в свою речь их «словечки» и прибаутки. Все эти
«чучела-мяучела» и другие интересные обороты.
И напоследок, если вы уже написали несколько стихотворений, но все еще
не уверены, что они хороши, то дайте их почитать или послушать детям.
Маленькие слушатели не могут врать, их реакция точно скажет – хороший ли
вы детский поэт. Пишите для детей и слушайте детей. Вот и весь секрет
детской поэзии.
|