Рецензией не назову, так впечатления от прочтения. Я задалась идеей поперечитывать классику. Захотелось взглянуть на вещи, которые люто ненавидела в школе свежим взглядом, прочитать не из-под палки, а просто так. Первой жертвой стала «Гроза» Островского.
Прочитала я ее легко и непринужденно, хотя прекрасно помню, как в школьные годы не смогла осилить и двух страниц, склонясь в сторону краткого пересказа.
Что могу сказать сегодня. Островский безусловно был выдающимся автором. В нынешнее время, когда я сама пытаюсь писать, мне стало отчетливо видно, как ярко и полно он передал характеры героев. Это притом, что действий описано немного, поскольку «Гроза» в первую очередь пьеса. Здесь очень мало жестов, описаний мимики героев, их движений, которые так помогают автору создать картинку. Но я и без этого увидела, нет не внешность персонажей, а их внутренний мир, их мотивы и, говоря современным языком, понятия. Внешность же нарисовалась в воображении очень легко.
Центральной фигурой «Грозы» является Катерина. Да уж, помню, сколько споров было на уроке литературы об этой личности. Все поголовно клеймили бедняжку позором, находя тысячу выходов из этой ситуации, считая ее бесхребетной нюней, покончившей с собой из-за истеричности натуры. Я тогда тоже придерживалась такой точки зрения. Но это были особенности возраста, подростки не любят компромиссов, предпочитая делать четкие и ясные выводы из вещей, которые вовсе к ним не располагают. Сегодня, когда гормоны уже давно перестали буйствовать и призывать к резкости суждений, я попыталась составить новое мнение о Катерине. «Луч» она все-таки или не «луч»? Про «темное царство» сомнений нет. Действительно, жители городка люди пропавшие, даже не люди, а тени. Живут в своем болоте, ничем не интересуясь, кушают, спят, да о благочестии говорят. Ярко выделяются тираны – Дикой и Кабаниха. Если Дикой просто зарвавшийся скандалист, который не скрывает своего мерзкого характера, то Кабаниха – персонаж иного рода. Она прикрывается благочестием, традициями, порядком, но делает по сути то же, что и Дикой – мешает жить окружающим. Сейчас ее назвали бы энергетическим вампиром. Она мучает сына, мучает Катерину, пытается мучить Варвару, и получает от этого удовольствие. И больше всех страдает в этой ситуации Катерина, Варвара бунтует, с ней не так просто сладить. Тихон уже привык к нападкам матери, его безвольная натура не требует сопротивления, ему комфортнее соглашаться с Кабанихой, а для души иногда вырываться из дома и выпивать. Его жена же натура ранимая, ее душа устроена сложнее, чем у остальных, она не может просто отмахнуться, забыть. На нее давит эта ситуация. Влюбленность в Бориса и вытекла-то, по сути, из неудовлетворенности Катерины семейной жизнью. Ведь чем он мог ее привлечь? Почти полной идентичностью Тихону, тем же безволием, нежеланием идти против обстоятельств, привычкой плыть по течению? Нет. В нем Катерина видела в первую очередь возможность для бунта, бунтовала ее душа, зажатая в тиски обстоятельств.
Варавара, о ней нужно сказать отдельно, ведь именно она стала пусковым механизмом всей этой истории. Что если бы она не подтолкнула Катерину к Борису, не устроила их встречу? Мне думается, что ничего. Катя бы справилась со своими помыслами, страданиями, дождалась бы мужа и продолжила жить дальше. Как жить? Это вопрос, страдая, наверное. Мне Варвара импонирует тем, что четко знает, чего хочет и добивается поставленной цели. Ее характер противопоставлен характеру Катерины, мечущейся в сомнениях и переживаниях. Варвара не сомневается ни в чем, она цельная, эгоистичная натура, привыкшая получать желаемое. Ее не смущает кража ключа у собственной матери, тайные свидания с Кудряшом, и организация встречи жены своего брата с другим мужчиной. Предприимчивая барышня.
Борис мне отвратителен. Даже больше чем Тихон. И не столько из-за общей вялости своего характера, сколько из-за поведения своего после признания Катерины перед мужем и Кабанихой. Борис по приказу Дикого уезжает в Сибирь. Оставляя возлюбленную опозоренную, мечущуюся в страданиях, мучимую угрызениями совести и страхом Божьей кары, этот трус прячет голову в песок. Даже в такой момент он не находит в себе сил на поступок.
Ну и как же жить Катерине после этого? Будь на ее месте более хладнокровная и волевая женщина, тогда…тогда все было бы совсем по-другому. Островский не случайно создал такой характер для Катерины, она не могла жить после всего случившегося. Финал закономерен и обоснован. И довершая картину, автор рисует сцену, еще раз подтверждающую, что свет Катерины не мог выжить в этом «темном царстве» - Тихон не смеет ослушаться матери и броситься к погибшей жене. Ее тело приносит Кулигин. Финальные реплики Тихона, в которых он упрекает Кабаниху в смерти жены, производят жалкое впечатление. Ясно, что ничего в его жизни не изменится, он все так же продолжит жить под каблуком у матери.
Так все-таки «луч света в темном царстве»? Мне кажется да. Слабенький, ранимый, где-то безвольный лучик, безжалостно закрытый грозовой тучей.