"ЗАВЛЕКАЛОЧКИ" С помощью "завлекалочек" автор поддерживает интерес читателя. Они бывают следующих типов.
Забегание вперед
Она еще не знала, что это событие круто изменит ее жизнь.
Конец главы на самом интересном месте
Маша упала, поползла, но Тень была быстрее. Что-то холодное скользнуло по щиколотке.
— Не надо!
Маша оглянулась и увидела, что Тень сгустилась и приобрела контуры человеческой фигуры.
Точка. Глава закончилась, но читатель наверняка захочет узнать, что это за Тень и в кого именно она превратилась. Этот прием постоянно используется в телесериалах — именно потому, что он работает.
Вопрос без ответа
Герой задает важный вопрос, но другой персонаж не отвечает ему.
— Ты думаешь, это Вася украл наши деньги?
По лицу Кондрата скользнула многозначительная улыбка.
— Кто знает, кто знает...
Страх и беспокойство
Героя что-то тревожит, он чувствует, что над ним нависла угроза, но не может распознать ее. Например, девушка входит в квартиру и замечает, что все часы отстают ровно на тридцать минут. Она живет одна, ключ от двери есть только у нее. Кто-то тайно проник к ней в дом и перевел стрелки -- о кто? И зачем ему это понадобилось?
ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЯ
Предзнаменование в художественной литературе — это сигнал читателю, что скоро произойдет что-то ужасное и/или необычное.
Типы предзнаменований:
Образы-ключи
Использование образов, которые обычно символизируют какое-то событие или ощущение. Например, символ беды -- это черная кошка, перебежавшая дорогу, карканье ворона, гроза, внезапно потухшая свеча и т.п.
Подходить к использованию образов-ключей надо крайне осторожно -- среди них много штампов.
Нарушение порядка вещей
Автор акцентирует внимание читателя на том, что герой делает что-то ему несвойственное. Например, аккуратная по натуре секретарша забывает выключить компьютер. Ясно, что за этим последует какое-то интересное событие.
Заговор
Окружающие знают некую тайну, но не говорят об этом герою. По обрывкам слов, по мимике и жестам он понимает, что что-то происходит, но не может разобраться в деталях.
Читатель-аутсайдер
Герой знает какую-то тайну, но автор не раскрывает все карты читателю. Он лишь намекает, что скоро все прояснится.
Этот прием постоянно использовал Артур Конан Дойл в рассказах о Шерлоке Холмсе.