Все книги делятся на две категории — художественная литература и нехудожественная. В просторечии первую называют худлит, а вторую — нон-фикшн (от английского nonfiction). Под художественной литературой понимают все произведения, которые имеют вымышленный сюжет и вымышленных героев. То есть худлитом считаются романы, рассказы, повести, пьесы и поэзия (как для детей, так и для взрослых). В категорию нон-фикшн попадают: учебники, энциклопедии, словари, монографии, биографии, мемуары, публицистика и т.п.
В свою очередь художественные произведения делятся на жанровую литературу, мейнстрим и интеллектуальную прозу.
В жанровой литературе первую скрипку играет развитие сюжета, при этом он вписывается в определенные, заранее известные рамки. Например, любой детектив развивается по схеме «преступление — расследование — изобличение преступника»; любой дамский роман — «герои встречаются — влюбляются — сражаются за любовь — соединяют сердца». Это вовсе не значит, что все жанровые романы должны иметь предсказуемый сюжет. Мастерство писателя заключается именно в том, чтобы в заданных рамках создать уникальный мир.
Жанровая литература — это действие и быстрая смена декораций. Главный вопрос, который заботит читателя: «А что дальше?»
Жанры художественной литературы
• Авангардная литература. Характеризуется нарушением канонов и языковыми и сюжетными экспериментами. Как правило, авангард выходит очень маленькими тиражами. Тесно переплетается с интеллектуальной прозой.
• Боевик. Ориентирован преимущественно на мужскую аудиторию. Основа сюжета — драки, погони, спасение красоток и т.п.
• Детектив. Основная сюжетная линия — раскрытие преступления.
• Исторический роман. Время действия — прошлое. Сюжет, как правило, привязан к значимым историческим событиям.
• Любовный роман. Герои обретают любовь.
• Мистика. Основа сюжета — сверхъестественные события.
• Приключения. Герои ввязываются в авантюру и/или отправляются в рискованное путешествие.
• Триллер/ужасы. Героям грозит смертельная опасность, от которой они пытаются избавиться.
• Фантастика. Сюжет закручивается в гипотетическом будущем или в параллельном мире. Одна из разновидностей фантастики — альтернативная история.
• Фэнтези/Сказки. Основными признаками жанра являются сказочные миры, волшебство, невиданные существа, говорящие животные и пр. Часто основывается на фольклоре.
Совсем иное дело — мейнстрим (от англ. mainstream — основной поток). В книгах этого типа канонам не место. Читатели ждут от них неожиданных решений. Самое главное в мейнстриме — это нравственное развитие героев, философия и идеология. Так что профессиональные требования к автору мейнстрима гораздо выше: он должен быть не только отличным рассказчиком, но и хорошим психологом и серьезным мыслителем.
Еще один важный признак мейнстрима — книги этого вида пишутся на стыке жанров. Например, невозможно однозначно сказать, что «Унесенные ветром» — это только любовный роман или только историческая драма.
Сам термин «мейнстрим» возник благодаря американскому писателю и критику Уилльяму Дину Хоуэллсу (1866 - 1920). Будучи редактором одного из самых популярных и влиятельных литературных журналов cвоего времени — The Atlantic Monthly, он отдавал явное предпочтение произведениям, написанным в реалистическом ключе и акцентирующим внимание на нравственных и философских проблемах. Благодаря Хоуэллсу реалистическая литература вошла в моду, и некоторое время именно ее называли «мейнстримом». Термин закрепился в английском языке, а оттуда перешел в Россию.
В отличие от мейнстрима, который должен аппелировать к широкой читательской аудитории, интеллектуальная проза ориентирована на узкий круг ценителей и претендует на элитарность. Авторы не ставят себе целью коммерческий успех: их прежде всего интересует искусство ради искусства. Они изливают душу и окунают читателя в мир своего подсознания. В подавляющем большинстве случаев интеллектуальная проза имеет мрачный настрой.
Зачем нужно разбираться в жанрах? Затем, чтобы:
а) учиться мастерству именно в своем жанре;
б) точно знать, какому издателю предложить рукопись;
в) изучать свою целевую аудиторию и предлагать книгу не «вообще всем» — а именно тем людям, которые могут быть в ней заинтересованы.