Илья Куликов Итак, друзья, думаю, что по заголовку вам стало понятно, о чем эта статья. Кто-то из вас читая представленные на сайте сценарии подумает: "Это же не так уж и сложно, разве не смогу я?" И главное ведь для того чтобы написать хороший сценарий совершенно не обязательно быть Достоевским, нет необходимости виртуозно владеть словом и иметь огромный литературный талант, нужно только иметь хорошие идеи. Возможно, столько великолепных идей гибнут неозвученными лишь из-за того, что их носители не являются хорошими литераторами. Но кино дает вам возможность спроецировать свои мечты на реальность иначе, чем литература.
Что ж, можно приступить, - вы прочитали несколько сценариев и полностью ознакомились со всей терминологией и теперь позвольте дать вам последний по этому поводу совет: выкиньте из головы половину того, что там написано, пользуйтесь только самым необходимым. "Почему?" - вполне законно спросите вы. Причина проста - все сложные ухищрения терминологии нужны лишь, если вы сами по совместительству ещё и режиссер или если являетесь опытным сценаристом. Мы же сейчас как начинающие художники возьмём в руку карандаш, оставим пока краски и попробуем изобразить нашу картину.
"Что появилось раньше: курица или яйцо?" - хороший биолог с легкостью ответит вам на этот вопрос и ответ будет однозначным. Он никогда не скажет что в некоторых случаях сначала появляется курица, а в некоторых сначала яйцо, но к сожалению, а может быть к счастью, кино - не биология. Догадываетесь, к чему я подвожу? Думаю что да: Что должно появиться первым персонаж или сюжет, кто из них яйцо, а кто курица? Но тут уж когда как.
"Сюжет важнее" - скажут многие - "зритель идет в кино на сюжет" . Всем знакомый разговор:
- Сходим на новый фильм?
- А про что?
- Да про парня, который не мог найти места в жизни, а потом оказалось, что он классно умеет писать сценарии. Он продал их и разбогател.
- Опять фантастика? Может, комедию посмотрим?
Да, наверное, знакомо. И никто не говорит:
- Пойдём на новый фильм?
- А какие там персонажи?
- Очень четко прописанные. Образ героя удивляет своей многогранностью… и т.д. и т.п.
Ну вот, казалось бы, все просто - поворот сюжета похлеще и все побегут на ваш фильм. Но нет - сюжет и события это лишь оболочка. Ядро, которое заставляет её двигаться - это персонажи. И конечно центром всего является главный герой или герои.
Теперь давайте попробуем создать таковых. Да кстати если вы думаете, что я помогу вам в этом, то вы сильно заблуждаетесь. Знаете, я, наверное, не больший специалист в создании, чем вы, просто я имею большой опыт в наблюдении. Я просто поделюсь с вами своими идеями, с которыми вы, возможно, будете в корне не согласны, а может быть, будете не согласны лишь в чем-то. И это хорошо, поскольку сами знаете, что истина рождается в споре. Итак, я посоветовал бы вам начать с варианта с одним главным героем, чтобы лучше проработать его образ. Приступили: вы описали интерьер или экстерьер, ввели некое предисловие и вот на экране появляется ваш герой. "Ну вот…" - скажете вы - "ну появился и что я о нем скажу, за кадром что ли голос пущу, или титр повешу? Пока он дел не натворит, мы так и не узнаем что он за тип". Но непредсказуемость поведения это и есть самое страшное - этого надо боятся как огня. Если зритель точно угадывает поведение главного героя, значит вы стопроцентно правильно описали его характер, к тому же зрителям это приятно. Они не должны знать события наперед, они должны предполагать линию поведения. А вот если ваш персонаж начнет откалывать фокусы, которые ни в какие ворота не лезут, это будет уже хуже. Представьте что в какой-нибудь экранизации, ни с того ни с сего, Шерлок Холмс решит, что быть преступником более прибыльное занятие и станет главарём Лондонских бандитов. Это что разве физически невозможно? Возможно - но для этого нет никаких оснований, почему он должен так сделать? Никакие события из его прошлой жизни не могут толкнуть его на это, он не такой человек. Это и есть целостность характера - стремитесь к этому, и все будет в норме. Многие склонны приближать главного героя к своему образу, ничего плохого в этом нет, но если делаете это, то делайте до конца. Всегда представляйте: "а как бы я повел себя в данной ситуации?" Но ни в коем случае не представляйте: "а как бы я себя повел в данной ситуации, если бы был чемпионом по каратэ?" - до добра не доведет, получите нездоровую фантазию, а не героя. Можете своих первых персонажей срисовать с близких знакомых, вы же знаете, как они будут поступать в тех или иных случаях, только не "рвите" людей - сохраняйте целостность. Далее как можно рассказать что-то о ком-то пока он ничего значимого не сделал. Тут все просто - киноязык вам поможет: мелочи и детали, которые формируют образ - вот то, что нужно. Давайте вместе попробуем создать и проработать кусочек сценария. Создадим схему: герой впервые в кадре, он идет по улице, делает одну покупку и один телефонный звонок.
Внимание! Начали! Вариант 1:
ЭКСТ. УЛИЦА - ДЕНЬ
Мужчина, 35 - 40 лет, среднего роста идёт по улице, вдоль ряда магазинных витрин. Проходя мимо одной зеркальной витрины, он останавливается, смотрит на своё отражение: его волосы растрепаны. Он поправляет прическу, слегка улыбается и идет дальше.
Он останавливается у табачного киоска и протягивает продавцу деньги.
МУЖЧИНА
Пачку жевачки, пожалуйста.
Он забирает покупку и идёт дальше.
Он открывает жевачку и закидывает в рот пару подушечек, оглядывается в поисках урны. Её нигде нет - он убирает мусор в карман.
Мужчина достает сотовый телефон и набирает номер.
КП РУКИ С ТЕЛЕФОНОМ: на пальце обручальное кольцо.
МАЛЕНЬКАЯ ДЕВОЧКА (ЗК ПО ТЕЛЕФОНУ)
Алло?
МУЖЧИНА
Здравствуй, милая. Позови маму.
МАЛЕНЬКАЯ ДЕВОЧКА (ЗК ПО ТЕЛЕФОНУ)
Папочка! Мамы нет - я с бабушкой, могу позвать её.
МУЖЧИНА
Нет, нет не надо - целую тебя. Позвоню попозже.
Он закрывает телефон и убирает в карман. Опустив на секунду взгляд, он теряет внимание и сталкивается с прохожим.
МУЖЧИНА
Простите.
Он идет дальше.
- - - - - - - -
Нормально вроде, нашу схему мы выполнили. А теперь схема та же. Вариант 2:
- - - - - - - -
ЭКСТ. УЛИЦА - ДЕНЬ
Мужчина, 35 - 40 лет, среднего роста идёт по улице, вдоль ряда магазинных витрин. Проходя мимо одной зеркальной витрины, он останавливается, смотрит на своё отражение: его волосы растрепаны. Он усмехается и идет дальше.
Он останавливается у табачного киоска и кидает деньги на прилавок.
МУЖЧИНА
Пачку Мальборо.
Он забирает покупку и идёт дальше.
Он открывает сигареты и закуривает. Не оглядываясь в поисках урны, он выкидывает мусор на тротуар.
Мужчина достает сотовый телефон и набирает номер.
КП РУКИ С ТЕЛЕФОНОМ: на пальце след от снятого обручального кольца.
МАЛЕНЬКАЯ ДЕВОЧКА (ЗК ПО ТЕЛЕФОНУ)
Алло?
МУЖЧИНА
Мать дома?
МАЛЕНЬКАЯ ДЕВОЧКА (ЗК ПО ТЕЛЕФОНУ)
Мамы нет - я с бабушкой, могу позвать её.
Он закрывает телефон и убирает в карман. Опустив на секунду взгляд, он теряет внимание и сталкивается с прохожим.
МУЖЧИНА
Смотри куда идешь, придурок.
Он идет дальше.
- - - - - - - -
В принципе описаны одни и те же события, но как по-вашему это один и тот же характер? Конечно, нет. И от таких разных людей вы будете ожидать разного поведения и скорее всего их придется ставить в разные ситуации. Если первый больше подходит для романтической комедии, или мелодрамы, то второй имеет все шансы стать героем какого-нибудь криминального боевика.
Ну, вот путём таких нехитрых манипуляций и указаний некоторых событий из прошлой жизни героя мы создали один образ. Примерно таким же путем создаем и остальных. Самое главное, чтобы зрители полюбили ваших героев, сопереживали им, соотносили их успехи со своими, так же как и их поражения.
Дальше вам, наверное, стоит задуматься уже и о сюжете, то есть поставить своего героя в такую ситуацию, которая будет достойна того, чтобы о ней рассказать. Если персонаж весь фильм, к примеру, собирает фрукты, а потом получает плату и уезжает отдыхать это конечно хорошо (да и ярые поборники реализма в кино будут в восторге), но вряд ли потянет на крепкий сюжет. Кому это интересно смотреть? "Тем, кто собирает фрукты" - скажете вы. Но вот в том то и дело что нет. Если бы это было так, вы бы уже имели целевую аудиторию. А людям, которые собирают фрукты смотреть это будет даже менее интересно чем остальным, потому как они этого добра в жизни насмотрелись. Вот выбрались отдохнуть вечерком в кинотеатр и на тебе - то же самое. А вот что если:
- на территории фруктовых садов произошло убийство - детектив
- на территорию фруктовых садов упал НЛО - фантастика
- находится дерево с древним проклятьем - мистика
- начальник обнаружил халтуру и ищет крайнего - фильм ужасов
А уж людям, которые с этим связаны, смотреть будет вдвое интереснее.
Мы создали ситуацию, как рыбку в аквариум запустили туда героя и он начал там свою деятельность, направленную на достижение каких-то своих целей, которые должны быть либо очевидны, либо указаны. И наш (ваш) герой начинает противостоять… кому? На самом деле вовсе и не обязательно, чтобы он кому-то противостоял, но всё же в большинстве фильмов неизменно присутствует отрицательный персонаж или же его роль могут выполнять обстоятельства, так как герой должен вести борьбу. Каким должен быть отрицательный персонаж - главное чтобы он, как и герой, был цельным с обоснованными поступками (не забывайте, он ведь тоже чего-то хочет, и у него есть свои цели). Представьте, что вы разбираете шахматную партию, и чтобы лучше понять ситуацию необходимо перевернуть доску и взглянуть на все глазами противника. Только не переусердствуйте, а то ваш зритель начнет сопереживать злодею, а если это случиться последний уже перестанет быть таковым и превратиться в героя.
Персонажи второго плана, также должны быть четко прописаны, ведь они как резкий контур для основных действующих лиц. Они добавляют красок в их портреты.
С чего начать писать вообще? Ну, тут варианта два - вы можете ввести зрителя в действие, уже по ходу описывая, что происходит, а можете начать с кого-то стартового события, являющегося ключевым началом всего сюжета. Еще неплохо бы было вам определить сразу, чем все кончиться, чтобы вы знали в каком стиле писать и чтобы не пришлось потом многие эпизоды переписывать.
Динамика сюжета или "как заставить людей не засыпать в кинозале"
Позволю себе нарисовать несколько предельно простых схем того, как по моему мнению может развиваться сюжет.
Итак: ось t - время фильма, ось y - напряженность событий, точки 1 и 2 - это точки потери интереса к фильму: выше точки 1 и ниже точки 2 люди никогда не вспомнят, что в этот момент происходило в фильме. Схем может быть масса, но, на мой взгляд, можно изобразить четыре наиболее характерных.
Первая, назову её: "стандартная"
Что мы видим? Динамика волнообразна, как будто сценариста время от времени кололи иглой в зад и он вспоминал, что надо бы добавить действия или событий в фильм. Скорее всего, на нижних точках активности мы имеем слишком затянутые или не несущие смысла диалоги. Но нижние точки не пересекают ось 2, кончается фильм на средней высоте и тут все в норме. В общем, многие фильмы построены именно так.
Схема 2, не кривя душой, назовем её: "как не надо"
С таких фильмов, обычно уходят из кинотеатров, не досмотрев до конца. Легкий толчок в начале и тихое затухание с замогильными диалогами и полным отсутствием событий.
Схема 3, её можно назвать "доигрались"
За каждым углом вас поджидает подлый спецэффект, каждая минута прожитая без автоматной очереди потрачена попусту. Во время перестрелок или борьбы с инопланетянами или ещё чего герои словесно выливают на вас такой объем ненужной информации, что уши невольно вянут и внимание отключается, оставляя лишь надежду на скорый конец мучений. Фильм кончается так высоко за точкой 1, что никто даже не знает где.
Подходим к главному. Схема 4. Дадим ей справедливое имя: "Идеал"
Если сделаете так, можете считать что все отлично. Теперь вас уже не надо колоть иголкой, напоминая о затянувшейся сцене - теперь вы классный сценарист. Выводя сюжет на новый виток, вы уже не даете ему падать, а держите на прямой до следующего подъёма, и ловко успеваете закончить фильм до того как он достиг точки 1.
Ну, вот вкратце и всё. Можете приступать. Искренне желаю удачи.